Sun (bestias) wrote,
Sun
bestias

Вот, просуммировал свои наблюдения и мысли по поводу йоги в небольшой текст.
Кому интересно - читаем .

1. Форма.

а) Вот человек открывает книгу по йоге, видит на картинке практикующего, красиво сложившегося в асану, читает под картинкой - данная поза помогает при, допустим, несварении и плоскостопии. Перелистывает страницу - а там следующая асана, ниже - описания побеждаемых с ее помощью недугов, еще ниже -список приобретаемых, практикуя её, положительных качеств. Прочитав книжку и насмотревшись иллюстраций индивидуум понимает, что с помощью йоги можно решить почти все проблемы со здоровьем. Плюс - прекрасная физическая форма и отличное настроение на весь день! Подковавшись на книгах теоретически, начинающий йог раздобывает еще и видеоуроки, где (вот они - наяву!) инструкторы со спокойными полуулыбками доброжелательных будд демонстрируют великолепие асан и свою прекрасную физическую форму. На их фоне собственное несовершенство осознается особо остро и пугающе...
Затем покупается коврик и начинается... самое интересное. Практика.

б) Первые занятия: конечно трудно! Но это же так логично! В начале всегда тяжело. Но это надо перетерпеть и, как разумный человек, понимаешь - надо сжать зубы, вскарапкаться как можно скорее по крутом склону "начинающих", добраться до красивого плато "освоивших йогу", где йогины легко принимают то одну, то другую позу, непренужденно освобождаясь в них от всех хворей и проблем. Но, конечно, право стоять вместе с ними бесконечно долго в вирабхадрасане над бренным миром копошащимся у стоп стоит дорого! Стоит того, чтобы зажмуриться, напрячься и заплатить свою цену боли и пота! Поднажать и вколотить, наконец, непослушные ноги в позу лотоса! Загнуться со своим, так досадно мешающим, позвоночником в дханурасану! И, достигнув этих асан, получить в награду, как и написано в книгах, и как продемонстрировано на видео: здоровье, невозмутимость... а может даже просветление!
Практика начинается. И все эти собственные чих-пых ерзания и пыхтения, жалкие подобия увиденных на картинках асан, трясущиеся от напряжения лапки и выпученные глазки - все это хочется как можно скорее миновать, преодолеть и забыть как страшный сон. Самого себя воспринимаешь как позорного недойгога копошащегося в псевдоасанах. Начинаются планы типа "сесть на шпагат к новому году", "30 сурьянамаскар каждое утро", "стойка на руках во что-бы то ни стало". Вспоминаются фильмы, где так славно описаны тяготы ученичества в монастырях типа "шаолиня" под руководством престарелых и седых, немощных с виду, но крошащих пальцами камни мастеров тайных единоборств. Там обессиленные ученики расколотив костяшки пальцев на руках в кровь побеждают себя и выковывают дух настоящего воина. Ну, или вспоминаются западные аналоги этой восточной экзотики (например - "Роки IV" или "Солдат Джейн").

в) Время проходит в борьбе за правильный рисунок асаны, в желании выглядеть в позе как мастера с иллюстраций, и при этом - в устойчивом сожалении, что пока поза "не та" - ни пользы, ни толку в занятиях нет, все это пока только физкультура, а настоящая йога начнется потом. В такой борьбе с самим собой, а точнее в заблуждении может пройти очень много времени.
Дело в том, что более правильным описанием асаны является не картинка, а скорее словесное описание неких направлений, векторов расслабления и напряжения. Описание, какие группы мышц следует расслаблять, растягивать, какие - напрягать. Куда переносить вес тела, на что опираться. Асана - словно некая формула, задающая группу неких направлений преобразования тела. А картинка, это пример, результат применения этих описаний, этой формулы как правило к конкретному, весьма тренированному и обладающему большой гибкостью телу, которое с твоим телом имеет мало общего. И если подставить свое, по-определению другое, тело в формулу асаны - естественно получится совсем другой результат! Другая картинка. Как в математике: разные икс (тела) подставленное в одну и ту-же формулу (асану), дадут разные резульаты-игреки (картинки). Хотя формула будет та же! Однако несоответствие рисунка своего, получившегося, личного, результата и того результата, который виден на картинке подталкивает к ошибочному выводу: "Блин! У меня эта асана не получается!"
Например - пашимоттанасана - переводится как "поза растяжения спины и ягодиц". Результатом такого растяжения, применения этой формулы к своему телу, у одних будет плотное и полное укладывание туловища на бедра, у других - положение, когда туловище и ноги составляют угол 90 градусов, у третьих - этот угол возможно будет 75 градусов. Однако правильной пашимоттанасаной, почему-то всегда считается максимальный предел - туловище плотно лежащее на бедрах. А все прочие варианты - недоасана и ерунда полная, которую надо поскорее миновать чтобы достичь правильной и полезной асаны. Это ошибка.

г) И тут же - еще одна частая ошибка - связывание пользы только с конкретной достигнутой формой асаны, увиденной на картинке. Вот, например, есть такая асана "Кобра" - в ее описании порой можно увидеть иллюстрацию: йог в глубоком прогибе назад, лбом чуть ли не до своего зада достал. И при этом сказано - асана помогает решить проблемы со сколиозом и грудным отделом позвоночника. От увиденного и прочитанного как бы само-собой следует неправильный вывод: "вот только когда я достигну именно такого прогиба - только тогда смогу начать решать проблемы со сколиозом!". Хотя, мне кажется гораздо вернее будет сказать - если грудная клетка таким образом раскрыта и загнута, как на картинке, и человек при этом жив и комфортно себя чувствует, то у человека проблем с грудным отделом позвоночника уже нет.

д) Правильнее - не зацикливаться на увиденной форме позы, и рассматривать любую асану как некую формулу, как описание. Т.е. в случае кобры, эта асана - это мягкий прогиб назад-вверх в грудном отделе из положения лежа. А польза, заявленная, "решение проблем с грудным отделом позвоночника" будет в том, что если регулярно и последовательно практиковать такой прогиб, без насилия, с соблюдением соответствующей техники безопасности, мы, возможно, сможем избавиться от своих проблем с грудным отделом. Если такие именно формулы асаны освоены и правильно применены к своему телу, то в результате может получиться серия поз по форме лишь отдаленно напоминающих изображенное на иллюстрациях в различных пособиях. Однако это будут правильные и полезные асаны. Занятие йогой, если его рассматривать в ключе не "форм", а "формул", это последовательность растяжений и глубоких расслаблений разных групп мышц, а не последовательность таинственных, особых поз которых нужно обязательно добиться и принять, которые благодаря получившемуся рисунку подействуют словно волшебное заклинание, как некий сказочный "сим-сим откройся". Все проще. Действует на тело, принося заявленные результаты и полезности, именно последовательность растяжений, расслаблений, напряжений, эта последовательная проработка всех основных групп мышц. Но выглядеть у разных людей она будет по-разному!


2. Плата.

а) Мы все привыкли платить. Это базовый социальный навык. Платить тем, чем привыкли по-жизни платить, если необходимо чего-то добиться - телом, болью, временем, деньгами, вниманием. Кошелек у каждого свой. Но он есть. Даже нищие, без гроша в кармане, знают, что у них, все же что-то есть за душой! Богатый внутренний мир, допустим. И если не презренным металлом (золотом), то золотом внутренним, духовным распоряжаются так, как считают нужным.
Приходя на занятия, привлеченный тем или иным аспектом товара, который скрывается под словом йога, каждый внутренне готов к сделке.
Каждый уже хотя бы примерно но знает цену, которую он готов заплатить. По своему внутреннему разумению. (Я не беру случаи, если у человека возникло убеждение, что йога это что-то вроде последнего шанса избавиться от какого-нибудь недуга, если человек от безысходности настроен заплатить "что угодно" и высыпает сразу же и много из своего "кошелька". Не глядя опорожняет его. Лишь бы заполучить скорее выздоровление.) И вот начинается. Одна монетка, другая, третья. Ожидание результата. Результат появляется. Он не может не быть - любые более менее регулярные физические упражнения (и уж точно - психофизические!) ведут к какому-нибудь результату, плюс еще, собственно говоря, неумение объективно оценить результат. Например - если вы спортом не занимались, вели малоподвижный образ жизни и вдруг начнете каждое утро тупо и цинично бегать по 15 минут - то месяца через три 70-80% того, что обещают высокодуховные йога-школы, йога-семинары (прилив бодрости, тонус, более крепкий сон, хорошее настроение и т.д.) у вас появится. Ну а тут... начинаешь делать асаны, потом в течении дня постоянно прислушиваться к себе: "ну, как оно, результаты то где?". Да, вроде сильнее, где-то бодрее... Или не так утомительно... А если еще и всякими "матрицами тонких энергий" голова забита! "Вы чувствуете? Чувствуете - сегодня ваша вторая чакра наполняется горячей фиолетовой энергией больше чем вчера?" И как тут оценить?.. Представляешь чакру, представляешь это фиолетовое пламя... Да, походу, сегодня оно, фиолетовое, представляется действительно больше! И, как будто, горячее! Действует практика то! Не зря! А если не получается? Ну не выходит не растет фиолетовый цветок хоть тресни? Надо больше заплатить наверно... так, да? Но вот растяжка же увеличилась! И есть меньше хочется... Есть результаты! Есть!

б) Здесь можно долго рассуждать куда может завести подобный подход. Подход действия, нацеленного на результат (я делаю это и должен получить то!), подход цены-товара, оплаты, эго-контроля и т.д. Способов заплутать и запутаться очень много. Порой, некоторые способы заблудиться объединяются в целые школы йоги.
Вот, например, более-менее успешные результаты и отсутствие серьезных травм приводят к ощущению того, что усвоил правила, понял как надо ходить, стоять. В какой-то момент возникает даже мысль о видении некой системы, похожей на чудесную игру. Ум быстро собирает конструкцию - кости, клетки, ходы, последовательности, фишки. Что-то вроде игры "монополия" - но духовной. Название "монополия" вычеркиваем и вписываем туда - "йога". Но суть остается той же. Можно даже взяться учить играть в неё других. Однако этот маленький расчерченный квадратик игрального поля, эти карточки-последовательности асан и фишки ритуалов - это всего лишь клочок, допустим действительно освоенный (но чаще просто - воображаемый), но кругом то! Вполне себе реальный тёмный лес! О котором лучше не думать, а сосредоточиться на игре. На её выведенных стройных правилах. Объясняя и растолковывая тонкости перехода из воображаемых пешек в не менее воображаемые дамки. Если ученик вылетает за крохотное понимаемое и как-то контроллируемое "учителем" игровое поле, или у него просто не получается на него попасть (не вмещщаиццо) - и он вместо благодати и радости начинает приобретать что-то не то, какие-то несусветные травмы, непонятные заморочки... то он сам виноват! Учитель может даже оправдаться: "это твоя карма, приятель!" (Когда в ответ на "почему?" я слышу: "это твоя карма" - это значит человек, сцуко, просто не знает и не может объяснить "почему"... Или вместо "кармы" приплетает еще какой-нить чуши, чтобы скрыть свое незнание).
Так тоже можно прожить жизнь. Усовершенствуя и проповедуя свою "монополию йоги".
А если начинаются травмы и глюки - человек может отступить и послать эти "йогические заморочки нехристей" куда подальше. Так тоже можно. У каждого свой путь.
А может в адепте очнется от созерцания собственного величия в величии мира дух настоящего "безупречного воина" который не привык отступать перед трудностями... и тогда адепт делает гораздо-гораздо более серьезные и длительные попытки убицца своим телом об свой мозг.
Или убицца мозгом об свое тело.
Или еще как-нибудь.
В этом отношении йога предоставляет огромнейший выбор.
Но это так. Всего лишь варианты заблуждений.

в) Никто никому ничего не должен. Хоть ты и отстегиваешь и бросаешь на прилавок (т.е. коврик) свои силы, терпение, время. Барабанишь пальцами (или складываешь их в мудру), ожидая когда со склада вынесут ожидаемый тобой "товар". Вселенная совершенно не обязана выкладывать взамен то, что ты ждешь.

г) В результате случайностей, либо же встречи с более-менее вменяемым учителем или еще по какой-то причине, может случиться переход на другой принцип практики. Магия (если уж использовать это дурацкое слово) начнется если схема "оплаты, действия на результат" исчерпает себя (волевым усилием от нее довольно сложно избавиться). Когда вот этот "кошелек" с которым мы пришли к йоге (повторяюсь - совсем не обязательно тут подразумевается только материальные и физические "монетки", богатства которыми мы распоряжаемся) будет оставлен в стороне. Отброшен за пределы коврика. Наверно тут уместно то самое выражение "легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому войти в царствие небесное"... И как уточнение, что богатства имеются в виду не только (а скорее - в первую очередь!) не материальные: "блаженные нищие духом ибо их есть царствие небесное".
Отвыкание от "кошелька наполненного звенящим духом" мне кажется начинается с подхода к практике с настроем на принятие даже самого пугающего варианта развития событий: того, что в результате ничего и не произойдет. Работа идет впустую и без всяких гарантий. Постоянное принятие того, что твои действия возможно ничего не стоят. (Это означает, что ты сам ничего не стоишь. Довольно болезненные, для многих - разрушительные выводы. Каждый человек чего-то стоит, и я - тоже. Этот само-собой разумеющийся постулат.)
Но дабы не пугала "нищета духа": деньги, время, книжки, образы самого себя (то, как ты "должен на самом деле" выглядеть), знания, знания, знания, и прочее-прочее... Ничего этого у нас не было, духом мы были по сравнению с любым взрослым совершенно нищими, когда мы в возрасте пяти лет валялись в траве и смотрели в небо. И вполне ничего себе так валялись! Наверно одно из счастливейших и чистых переживаний.

д) Мы родились такими как мы есть, потом насобирали внутри всякой фигни. Разнообразной. Полезной во всех качествах, годной для обмена, или мешающей, но полезной, или вредной но приятной, ли еще какой-то... и, то не расставаясь с ней, то пытаясь ее обменять на какую-то кажущуюся полезной асану пытаемся пролезть в практику.
Нагими и нищими мы пришли в этот мир, и такими же желательно входить в асану.


3. Мысли.

Про пустоту ума во время практики написано очень много. Обращаемся к первоисточникам. Мне добавить нечего. Ну разве что - всего одну аналогию, которая помогает мне представить и понять процесс.
Человека приравняли во множестве существующих сейчас в психологии и эзотерике рассуждений и объяснений к компьютеру, но он -все-таки аналоговое устройство. И поэтому позволю себе не цифровое сравнение. До компьютеров, транзисторов были такие устройства - лампы. Упрощенно строение лампы следующее: в стеклянном баллоне с вакуумом между двумя проводниками (анодом и катодом) подвешена т.н. "управляющая сетка". Наличие электрического напряжения на сетке не дает течь потоку электронов с катода на анод. Причем даже совсем небольшое напряжение на управляющей сетке прекращает гораздо больший ток между анодом и катодом. На этом принципе построен простейший усилитель: колебания крохотного тока приложенные к управляющей сетке открывают и закрывают на порядки большие токи между анодом и катодом, рождая на них такие же колебания, но более мощные. В асане же - ум это управляющая сетка. Пока на нем есть хоть какие-то мысли, хоть какое-то напряжение, оно запирает свободное течение энергии (совершенно другого типа и мощности нежели просто тупо мысли) в теле. Причем совершенно не важно какие там, в уме напряжения извилин. Главное что они есть. Относятся ли они к не отпускающей и на коврике бытовухе и повседневности, относятся ли они целиком к практике, к тому, что надо расслабиться и не думать, относятся ли они еще к чему либо - совершенно не важно. Возникают мысли - значит на управляющей сетке появляется запирающее напряжение - и энергия перестает течь. Схема проста. Просто наблюдаем... если возникает напряжение на сетке (мысли в уме) то ждем когда они пройдут.
Способов как то иначе инициировать, организовывать, направлять, развивать течение т.н. "оздоравливающей, развивающей, просветляющей, гармонизируещей и т.д." энергии я пока не вижу.

P.S. А, да... Еще одно... В асанах не улыбаются.

:)

Tags: йога
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments